Скульптура, ее разновидности, жанры и материалы для изготовления
Е. Волков, студ.; рук. Н.Л. Павлюкова к.т.н. ., доц.
(ИГЭУ, г. Иваново)
Скульптура (от лат. skulpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются их твердых или пластичных материалов.
Скульптура проявляет определенную близость к архитектуре: она также имеет дело с пространством и объемом, подчиняется законам тектоники и материальна по своей природе. Но в отличие от архитектуры она не функциональна, а изобразительна. Главными специфическими чертами скульптуры являются телесность, материальность, лаконизм и универсальность.
Скульптура – это искусство преображения пространства посредством объема.
Различают следующие виды скульптуры:
1) мелкая пластика (древние глиптики – резьба на полудрагоценных минералах; резьба по кости; фигурки из разных материалов, амулеты и талисманы; медали и т.д.);
2) скульптура малых форм (статуэтки до полуметра жанровой тематики, предназначенные для интерьеров и рассчитанные на камерность восприятия);
3) станковая скульптура (статуя, предназначенная для кругового обозрения, близкая к натуре реальных размеров человеческого тела, автономна и не требующая связи с конкретным интерьером);
4) монументально-декоративная скульптура (рельефы, фризы на стенах, статуи на фронтонах, атланты и кариатиды, произведения, предназначенные для парков и скверов, декорации фонтанов и т.д.);
5) монументальная (надгробия, монументы, памятники).
Наиболее часто встречаются скульптуры, выполненные в следующих жанрах: портретный жанр, анималистический жанр, исторический жанр.
Выразительность скульптуры достигается с помощью особой архитектоники форм, построения основных планов, объемов масс, ритмических отношений, составляющих единое целое. Содержание художественного образа в скульптуре воплощается в материальных объемах и формах, которые занимают трехмерное пространство.
Главное средство выражения в скульптуре – ее объем. Она смотрится со всех сторон: возможен круговой осмотр или восприятие с нескольких точек зрения.
Средства изобразительности и выразительности скульптуры – свет и тень. Плоскости и поверхности изваянной фигуры, отражая свет и бросая тени, создают пространственную игру форм, эстетически воздействующую на зрителей. Бронзовая скульптура допускает резкое разделение света и тени, проницаемый же для световых лучей мрамор позволяет передать тонкую светотеневую игру. Эта особенность мрамора использовалась древними художниками: так, нежный розоватый, чуть-чуть просвечивающий мрамор статуи Венеры Милосской поразительно искусно передает нежность и упругость тела женщины.
Классическая скульптура — мраморная скульптура. Именно этот великолепный материал — роскошный внешне и удобный в обработке — использовали художники античности и Возрождения. В начале ХХ века скульпторы стали высекать свои творения преимущественно из гранита. Современная городская и парковая скульптура чаще всего высечена из гранита или же отлита из металла — в основном бронзы или других стойких к коррозии сплавов. Для русско-советских парков традиционны деревянные скульптуры.
Простейший способ получения отливок скульптур – это художественное литье скульптур по моделям в земляные формы. Модель скульптуры может быть изготовлена практически из любого материала — пластилина, гипса (наиболее приемлемые и удобные материалы), из дерева, пластмассы, металла, воска, парафина, Моделью может служить и сама скульптура; если нужно сделать такую же (восстановить ее первоначальный вид).
Почти вся скульптура нового времени (за исключением фарфора и майолики) делается однотонной, ровно окрашенной (тонированный гипс, патинированная бронза), или имеет естественный цвет материала, из которого она выполнена (мрамор, дерево, гранит). Встречается и раскрашенная скульптура.
Скульптура как вид искусства имеет большую художественную и историческую ценность. Пластическая выразительность скульптуры передает красоту движения и тела и способна оказывать сильное эмоциональное влияние на человека.