Введение в специальность
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ивановский государственный энергетический университет
имени В.И.Ленина
УТВЕРЖДАЮ
Декан ЭМФ
Егоров В.Н.
“____“ _______________2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Введение в специальность»
Направление подготовки | 151900 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств | |||||||||||
Квалификация (степень) выпускника | бакалавр | |||||||||||
(бакалавр, магистр) | ||||||||||||
Профиль подготовки | Металлообрабатывающие станки и комплексы | |||||||||||
Форма обучения | очная | |||||||||||
(очная, заочная и др.) | ||||||||||||
Выпускающая кафедра | ТАМ | |||||||||||
Кафедра-разработчик РПД | ТАМ | |||||||||||
Семестр | Трудоем-кость з.е./ час. | Лек-ций, час. | Практич. занятий, час. | Лаборат. работ, час. | Курсовое проектирование, час | СРС, час | Форма
промежуточного (рубежного) контроля (экзамен/зачет) |
|||||
1 | 1 | 16 | 20 | зачет | ||||||||
Итого | 1 | 16 | 20 | Всего 36 | ||||||||
Иваново 2011
Рабочая программа дисциплины (РПД) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 151900 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
с учетом рекомендаций ПрООП по профилю подготовки Металлообрабатывающие станки и комплексы
Программу составили:
Кафедра ТАМ
Павлюкова Н.Л., к.т.н., доцент
Рецензент(ы):
(для дисциплин общенаучного цикла – выпускающие кафедры, для дисциплин профессионального цикла – представители работодателей)
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Программа одобрена на заседании кафедры (УМС):
ТАМ
__________________________________________________________________________
Наименование кафедры (УМС)
(протокол № от __________)
Председатель цикловой методической комиссии по направлению:
Морозов Н.А., доцент ___________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
- Цели освоения дисциплины.
- Место дисциплины в структуре ООП ВПО.
- Структура и содержание дисциплины.
- Формы контроля освоения дисциплины.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
- Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Приложения
Приложение 1. Аннотация рабочей программы.
Приложение 2. Технологии и формы преподавания.
Приложение 3. Технологии и формы обучения.
Приложение 4. Оценочные средства и методики их применения.
- 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов обучения (РО):
Знания на уровне представлений:
о роли и месте знаний по дисциплине «Введение в специальность» при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности и в сфере профессиональной деятельности; о структуре ИГЭУ, о структуре машиностроительного производства, основных понятий машиностроения, оборудовании; о перспективах развития машиностроения;
на уровне воспроизведения:
терминологии, применяемой в машиностроении;
на уровне понимания:
структуры производственного и технологического процессов.
Умения теоретические:
уметь воспроизвести теоретический материал, ответить на вопросы;
практические:
самостоятельно вести поиск информации в различных источниках; оформлять реферат.
Навыки: определять свой рейтинг по системе РИТМ.
Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций: (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (ООП))
Общекультурных:
способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, культурой мышления (ОК-1);
способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).
Профессиональных:
способность использовать основные закономерности, действующие в процессе изготовления машиностроительной продукции для производства изделий требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда (ПК-1);
способность собирать и анализировать исходные информационные данные для проектирования технологических процессов изготовления машиностроительной продукции, средств технологического оснащения, автоматизации и управления (ПК-5);
способностью к пополнению знаний за счет научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по направлению исследования в области разработки, эксплуатации, реорганизации машиностроительных производств (ПК-45).
- 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Введение в специальность» циклу дисциплин по выбору студентов.
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание математики, геометрии основ технического черчения, умения формулировать свои мысли устно и письменно, владение персональным компьютером как пользователь.
В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:
№ п/п | Наименование компетенции | Предшествующие дисциплины | Последующие дисциплины (группы дисциплин) |
Общекультурные компетенции | |||
1 | способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, культурой мышления (ОК-1) | Алгебра, геометрия, русский язык | Цикл профессиональных дисциплин |
2 | способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7) | Курсовое проектирование | |
3 | способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8) | Цикл профессиональных дисциплин | |
Профессиональные компетенции | |||
1 | способность использовать основные закономерности, действующие в процессе изготовления машиностроительной продукции для производства изделий требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда (ПК-1) | Цикл профессиональных дисциплин | |
2 | способность собирать и анализировать исходные информационные данные для проектирования технологических процессов изготовления машиностроительной продукции, средств технологического оснащения, автоматизации и управления (ПК-5) | Цикл профессиональных дисциплин | |
3 | способностью к пополнению знаний за счет научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по направлению исследования в области разработки, эксплуатации, реорганизации машиностроительных производств (ПК-45) | Иностранный язык | Цикл профессиональных дисциплин |
- 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.
№ модуля образовательной программы | № раздела | Наименование раздела дисциплины | Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы | |||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы |
Курсовое проектирование | СРС | Всего часов | |||
1 | 1. | История становления и современное состояние ИГЭУ | 6 | 2 | 8 | |||
2. | Машиностроительное производство | 8 | 2 | 10 | ||||
3. | Пути повышения эффективности машиностроительного производства | 2 | 16 | 18 | ||||
ИТОГО: | 16 | 20 | 36 |
3.1. Лекции
№ п/п | Номер раздела дисциплины | Объем, часов | Тема лекции |
1 | 1 | 2 | История становления ИГЭУ. Современное состояние ИГЭУ |
2 | 1 | 2 | История создания и становления кафедры ТАМ |
3 | 1 | 2 | Система РИТМ |
4 | 2 | 2 | История развития машиностроения, его состояние и место в экономики. Машиностроение в Ивановской области |
5 | 2 | 2 | Структура машиностроительного производства. |
6 | 2 | 2 | Основные понятия производственного и технологического процессов |
7 | 2 | 2 | Заготовительное производство. Оборудование и инструменты машиностроительного производства |
8 | 3 | 2 | Пути повышения эффективности машиностроительного производства |
Итого: | 16 |
3.2. Практические занятия (семинары) — не предусмотрены
3.3. Лабораторные работы — не предусмотрены
3.4. Самостоятельная работа студента
Раздел дисциплины | № п/п | Вид СРС | Трудоемкость, часов |
1,2,3 | 1 | Написание реферата | 10 |
1,2,3 | 4 | Подготовка к зачету | 10 |
Итого: | 20 |
3.5. Домашние задания, типовые расчеты и т.п. — не предусмотрены
3.6. Рефераты
Примерный перечень тем рефератов:
- Машиностроение России.
- Сырьевые ресурсы машиностроения.
- Машиностроение Ивановской области.
- Конструкционные материалы и их свойства...
- Структура машиностроительного производства...
- Металлообрабатывающие станки.
- Режущий инструмент.
- Качество продукции машиностроительного производства.
- Автоматизация производственных процессов.
- Основы конструирования.
- Свойства машиностроительных материалов.
- Роботизация машиностроения.
- Инновации в машиностроении.
16.1. Курсовые проекты (работы) по дисциплине — не предусмотрены
- 4. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущий и промежуточный контроль не предусмотрены.
Итоговым (заключительным) контролем по дисциплине является зачет. Он проводится в виде собеседования по теоретическому материалу. Итоговая оценка (зачет) по дисциплине выставляется с учетом оценки за реферат.
- 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература:
- 1. Балакшин Б.С. Основы технологии машиностроения. – М.: Машиностроение, 1969. – 559 с.
- 2. Виноградов В.М. Технология машиностроения. Введение в специальность/ В.М. Виноградов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 176 с.
- 3. Колесов И.М. Основы технологии машиностроения: Учебник для машиностроительных вузов. – М.: Машиностроение, 1997. – 592 с.
- 4. Базров Б.М. Основы технологии машиностроения: Учебник для вузов. М.: Машиностроение, 2005. – 736 с.
- 5. Маталин А.А. Технология машиностроения: Учебник. 2-е изд., испр. – Спб.: Издательство «Лань», 2008. – 512 с.
- 6. Металлорежущие станки/Н.С. Колев, Л.В.Красниченко, Н.С.Никулин и др. – М.: Машиностроение, 1980. – 500 с.
- 7. Савосина Т.И. Машиностроительное производство. Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 400с.
b) дополнительная литература:
1. Кондаков А.И. САПР технологических процессов: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ А.И.Кондаков. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.
c) программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы:
1.
- 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
- Лекции:
a) комплект электронных презентаций/слайдов (используется при необходимости),
b) аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук) (используется при необходимости).
Приложение 1
к рабочей программе дисциплины
«Введение в специальность »
Аннотация рабочей программы ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
(Б 2.3.3)
Дисциплина «Введение в специальность» является частью профессионального цикла дисциплин обучения студентов по направлению подготовки 151900 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.
Дисциплина реализуется на электромеханическом факультете кафедрой «Технология автоматизированного машиностроения» и нацелена на формирование у выпускника
Общекультурных:
способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, культурой мышления (ОК-1);
способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).
Профессиональных:
способность использовать основные закономерности, действующие в процессе изготовления машиностроительной продукции для производства изделий требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда (ПК-1);
способность собирать и анализировать исходные информационные данные для проектирования технологических процессов изготовления машиностроительной продукции, средств технологического оснащения, автоматизации и управления (ПК-5);
способностью к пополнению знаний за счет научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по направлению исследования в области разработки, эксплуатации, реорганизации машиностроительных производств (ПК-45).
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с пониманием истории и структуры ИГЭУ, системы РИТМ, истории развития машиностроения, его состояние и место в экономики; структура и состояние машиностроения в Ивановской области; структура машиностроительного производства; дается понятие о производственном и технологическом процессе; структура и оборудования машиностроительного производства; основные понятия производственного и технологического процессов; пути повышения эффективности машиностроительного производства
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, написание реферата, самостоятельная работа студента, консультации.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: зачет, он проводится в виде собеседования по теоретическому материалу.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 1 зачетных единиц,36 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (16 часов), самостоятельная работа студента (20 часа), зачёт.
Приложение 2
к рабочей программе дисциплины
«Введение в специальность»
ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
1 Образовательные технологии
Следует учесть, что данная учебная дисциплина предусматривает только формат организации учебного процесса – лекции, самостоятельную работу и отсутствуют практические занятия. Можно рекомендовать следующие технологии преподавания предмета.
Лекция, открывающая конкретный раздел, должна включать в себя обзорную часть по теме, а далее продолжаться как проблемная лекция с постановкой основных изучаемых вопросов и путей их решения.
Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:
Информационные технологии: использование обычной учебной литературы, электронных образовательных ресурсов (Интернет) при подготовке к лекциям.
Самостоятельная работа:
— написание реферата по теме предложенной преподавателем или студентом по согласованию с преподавателем.
2 Виды и содержание учебных занятий
Раздел 1. История становления и современное состояние ИГЭУ
Теоретические занятия (лекции) — 6 часа.
Лекция 1. История становления ИГЭУ. Современное состояние ИГЭУ.
Посещение музея ИГЭУ.
Лекция 2. История создания и становления кафедры ТАМ.
Содержание: Историческая справка о кафедре ТАМ. Основные направления научной работы кафедры ТАМ. Лаборатории кафедры ТАМ. Область профессиональной деятельности выпускников направления 151900 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
Лекция 3. Система РИТМ
Содержание: Знакомство с положением о системе РИТМ ИГЭУ
Раздел 2. Машиностроительное производство
Теоретические занятия (лекции) — 8 часа.
Лекция 4. История развития машиностроения, его состояние и место в экономики. Машиностроение в Ивановской области.
Содержание: Основные этапы развития машиностроения и технологии машиностроения как науки. Предприятия машиностроения в Иванове и Ивановской области.
Лекция 5. Структура машиностроительного производства.
Содержание: Структура производства. Состав основных и вспомогательных цехов предприятия, его служб и хозяйств.
Лекция 6. Основные понятия производственного и технологического процессов.
Содержание: Понятие о производственном процессе и его состав. Виды производств. Понятие о технологическом процессе. Элементы технологического процесса.
Лекция 7. Заготовительное производство. Оборудование и инструменты машиностроительного производства.
Содержание: Методы получения заготовок. Общие сведения о металлообрабатывающих станках. Металлорежущие инструменты.
Раздел 3. Пути повышения эффективности машиностроительного производства
Теоретические занятия (лекции) — 2 часа.
Лекция 8. Пути повышения эффективности машиностроительного производства
Содержание: Пути развития техники и технологии машиностроения. Примеры ресурсосберегающих технологий.
Практические занятия – не предусмотрены.
Лабораторные работы — не предусмотрены.
Управление самостоятельной работой студента 10 + 10 часов.
Выдача тем для написания рефератов, требований к написанию и оформлению реферата. Написание и оформление реферата (всего 10 часов) Подготовка к зачету (10 часов).
Приложение 3
к рабочей программе дисциплины
«Введение в специальность»
ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Рекомендации по освоению дисциплины для студента
Трудоемкость освоения дисциплины составляет 36 часа, из них 16 часов аудиторных занятий и 20 часов, отведенных на самостоятельную работу студента.
Рекомендации по распределению учебного времени по видам самостоятельной работы и разделам дисциплины приведены в таблице.
Контроль освоения дисциплины осуществляется в соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ о системе РИТМ в ИГЭУ.
Вид работы | Содержание (перечень вопросов) | Трудоемкость, час. | Рекомендации |
Раздел 1. История становления и современное состояние ИГЭУ | |||
Выдача задания для реферата | Получение задания для выполнения реферата. Ознакомление с требованиями к оформлению реферата | 1 | П. 3.6 рабочей программы: список примерных тем; требования к оформлению ГОСТ 7.32-2001. |
Написание реферата | Подбор литературы для написания реферата | 4 | Литература по темам в библиотеке ИГЭУ и кафедре ТАМ |
Итого по разделу | 5 | ||
Раздел 2. Машиностроительное производство | |||
Написание реферата | Написание основной части реферата | 4 | Литература по темам в библиотеке ИГЭУ и кафедры ТАМ |
Оформление реферата | Оформление реферата | 1 | Требования к оформлению ГОСТ 7.32-2001 |
Итого по разделу | 5 | ||
Раздел 3. Пути повышения эффективности машиностроительного производства | |||
Подготовка к зачету | Повторение материала лекций | 10 | Лекции по дисциплине «Введение на специальность», п. 5 рабочей программы «Учебно-методическое обеспечение дисциплины» |
Итого по разделу | 10 | ||
Итого по учебной дисциплине | 20 |
Приложение 4
к рабочей программе дисциплины
«Введение в специальность»
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Оценивание уровня результатов обучения студента осуществляется в виде зачета в соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ о системе РИТМ в ИГЭУ.
Фонды оценочных средств
Фонды оценочных средств, позволяющие оценить РО по данной дисциплине, включают в себя:
— комплект вопросов для зачета.
Критерии оценивания
Входное тестирование.
Не предусмотрены.
Текущее тестирование
Не предусмотрены.
Домашние задания
Не предусмотрены.
Лабораторные работы
Не предусмотрены.
Подготовка и защита реферата.
Подготовка реферата в данном учебном курсе может быть предложена студенту только в случае невозможности выполнения им по уважительной причине какой либо работы в рамках изучения курса и не может служить заменой выполнения лабораторных работ или курсового проекта. Требования к реферату и порядку защиты определяются преподавателем, требования к оформлению ГОСТ 7.32-2001. Реферат выполняется на листах формата А4 и включают в себя титульный лист, библиографический реферат, содержание, введение, изложение основной части работы, разделённое при необходимости на разделы, подразделы и пункты, заключение с необходимыми выводами, список использованных источников, приложения, если они необходимы.
Зачёт.
Предусмотренный по данной дисциплине зачет может проводиться в устной или письменной форме. При выставлении оценки учитывается оценка за реферат. Оценка знаний соответствует требованиям системы «РИТМ».