Учебная практика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Ивановский государственный энергетический университет

имени В.И.Ленина

УТВЕРЖДАЮ

Декан ЭМФ

Шишкин В.П.

“____“ _______________2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Учебная практика»

Направление подготовки 151900 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
(бакалавр, магистр)
Профиль подготовки Металлообрабатывающие станки и комплексы
Форма обучения очная
(очная, заочная и др.)
Выпускающая кафедра ТАМ
Кафедра-разработчик  РПД ТАМ
Семестр Трудоем-кость з.е./  час. Лек-ций,

час.
Практич. занятий,

час.
Лаборат. работ,

час.
Курсовое проектирование, час СРС,

час
Форма

промежуточного (рубежного)

контроля

(экзамен/зачет)
1 1,5 1 53 зачет
2 1,5 1 53 зачет
Итого Всего 108

Иваново 2011


Рабочая программа дисциплины (РПД) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 151900 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

с учетом  рекомендаций ПрООП по профилю подготовки Металлообрабатывающие станки и комплексы

Программу составили:

Кафедра ТАМ

Павлюкова Н.Л., к.т.н., доцент

Рецензент(ы):

(для дисциплин общенаучного цикла – выпускающие кафедры, для дисциплин  профессионального цикла –  представители работодателей)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Программа одобрена на заседании кафедры (УМС):  ТАМ__________________________________________________________________________

Наименование кафедры (УМС)

(протокол № от __________)

Председатель цикловой методической комиссии по направлению:

Морозов Н.А., доцент______________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Цели освоения дисциплины.
  2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.
  3. Структура и содержание дисциплины.
  4. Формы контроля освоения дисциплины.
  5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
  6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Приложения

Приложение 1. Аннотация рабочей программы.

Приложение 2. Технологии и формы преподавания.

Приложение 3. Технологии и формы обучения.

Приложение 4. Оценочные средства и методики их применения.

  1. 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов обучения (РО):

Знания на уровне представлений:

первичное ознакомление с организацией технологической подготовки производства и изготовления изделий на современных машиностроительных предприятиях; ознакомление с историей развития, структурой и основными подразделениями ИГЭУ, учебными и научно-исследовательскими лабораториями кафедры «Технологии автоматизированного машиностроения; изучение организации библиотечного фонда, приобретение навыков работы с литературой;

на уровне воспроизведения:

основные закономерности, действующие в процессе изготовления машиностроительной продукции;

на уровне понимания:

общего устройства (конструкций) и технологических возможностей металлорежущих станков; режущих инструментов, конструкций и принципов работы некоторых приспособлений, измерительных инструментов.

Умения теоретические:

изучение наиболее распространенных методов получения заготовок деталей,

практические:

оформления проектной и конструкторской документации в соответствии с требованиями ЕСКД; выбора материалов и назначения способов их обработки; выбора оборудования, инструментов, средств технологического оснащения для реализации технологических процессов изготовления продукции, работы с контрольно-измерительными средствами.

Навыки: приобретение начальных навыков разработки технологических процессов изготовления деталей.

Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций: (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (ООП))

Общекультурных:

  • способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, культурой мышления (ОК-1);
  • готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
  • способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

Профессиональных:

  • способность выбирать материалы и оборудование и другие средства технологического оснащения и автоматизации для реализации производственных и технологических процессов (ПК-23);
  • способность разрабатывать (на основе действующих стандартов) техническую документацию (в электронном виде) для регламентного эксплуатационного обслуживания средств и систем машиностроительных производств (ПК-13);
  1. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Учебная практика» базируется на освоении дисциплин математического и естественнонаучного цикла (математики, физики, химии) и дисциплин профессионального цикла (начертательной геометрии и инженерной графики, технологических процессов в машиностроении, материаловедения). В ходе прохождения практики закладываются основы практического понимания процессов, происходящих при производстве машиностроительной продукции.

Для успешного освоения практики студенты должны обладать общими знаниями по указанным выше дисциплинам математического и естественнонаучного цикла, а также уметь «читать» чертежи сборочных единиц и деталей, знать классификацию, маркировку и свойства применяемых в машиностроении материалов, технологические процессы изготовления изделий машиностроения.

Прохождение данной практики необходимо для успешного освоения всех последующих дисциплин профессионального цикла и производственной практики.

В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:

№ п/п Наименование компетенции Предшествующие дисциплины Последующие дисциплины (группы дисциплин)
Общекультурные компетенции
1 способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, культурой мышления (ОК-1); Математика, физика, химия Цикл профессиональных дисциплин
2 готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7); Цикл профессиональных дисциплин
3 способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); Цикл профессиональных дисциплин
Профессиональные компетенции
1 способность выбирать материалы и оборудование и другие средства технологического оснащения и автоматизации для реализации производственных и технологических процессов (ПК-23); Цикл профессиональных дисциплин
2 способность разрабатывать (на основе действующих стандартов) техническую документацию (в электронном виде) для регламентного эксплуатационного обслуживания средств и систем машиностроительных производств (ПК-13); Начертательная геометрия, инженерная графика Цикл профессиональных дисциплин

  1. 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часов.

№ модуля образовательной программы № раздела Наименование

раздела дисциплины
Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы
Лекции Практические занятия Лабораторные
работы
Курсовое проектирование СРС Всего часов
1 семестр 1 Организационно-подготовительный 1
2 Ознакомительный 18
3 Учебно-практический 25
4 Подготовка отчета по практике 10
2 семестр 5 Организационно-подготовительный 1
6 Учебно-практический 43
7 Подготовка отчета  по практике 10
ИТОГО: 2 106 108

3.1. Лекции– не предусмотрены

№ п/п Номер раздела дисциплины Объем, часов Тема лекции
1 1 1 Кафедральное организационное собрание по практике. Вводный инструктаж по технике безопасности (ТБ)
2 5 1 Кафедральное организационное собрание по практике. Вводный инструктаж по технике безопасности (ТБ)
Итого: 2

3.2. Практические занятия (семинары)

№ п/п Номер раздела дисциплины Объем, часов Тема практического занятия
1 2 2 Экскурсия по подразделениям кафедры
2 2 6 Изучение организации библиотечного фонда ИГЭУ и кафедры. Работа в электронной библиотеке ИГЭУ
3 2 10 Экскурсия на производственное или научно-исследовательское предприятие г. Иваново (Ивановской области)
4 3 25 Изучение основных методов механической обработки
5 4 10 Оформление отчета по практике за 1 семестр Защита отчета
6 6 13 Изучение токарного  станка с ЧПУ
7 6 20 Разработка маршрутно-операционных технологий изготовления простых деталей
8 6 10 Выполнение индивидуального задания
9 7 10 Оформление отчета за 2 семестр. Защита отчета.
Итого: 106

3.3. Лабораторные работы– не предусмотрены

3.4. Самостоятельная работа студента– не предусмотрено

3.5. Домашние задания, типовые расчеты и т.п. – не предусмотрено

3.6. Рефераты – не предусмотрено.

3.7. Курсовые проекты (работы) по дисциплине– не предусмотрено

  1. 4. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По итогам учебной практики преподавателем-руководителем на основе отчета о практике, составленного в соответствии с рабочей программой, принимается зачет.

Время проведения аттестации в первом и втором семестрах – последний день проведения практики в соответствии с графиком учебного процесса.

Отчет по итогам учебной практики должен отражать приобретенные студентом общекультурные и профессиональные компетенции.

Отчет составляется в соответствии с требованиями рабочей программы практики. Основное внимание должно быть уделено наиболее полному освещению и анализу данных, собранных в период прохождения практики, и оформлению результатов выполнения индивидуального задания.

К отчёту по учебной практике предъявляются следующие требования:

–          полное отражение всех разделов рабочей программы и результатов выполнения индивидуального задания;

–          аккуратное оформление в соответствии с требованиями и правилами ГОСТ 7.32-91 (Отчет оформляется индивидуально каждым студентом на стандартных листах писчей бумаги формата А4 в рукописном виде или с использованием компьютера. Листы отчета брошюруются и сопровождаются титульным листом установленной формы).

В соответствии с задачами практики отчет должен содержать информацию, отражающую основные разделы рабочей программы и материалы по выполнению индивидуального задания.

Объем отчета 10-12 страниц.


  1. 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а)   основная литература:

  1. Балакшин Б.С. Основы технологии машиностроения. – М.: Машиностроение, 1969. – 559 с.
  2. Колесов И.М. Основы технологии машиностроения: Учебник для машиностроительных вузов. – М.: Машиностроение, 1997. – 592 с.
  3. Базров Б.М. Основы технологии машиностроения: Учебник для вузов. М.: Машиностроение, 2005. – 736 с.
  4. Маталин А.А. Технология машиностроения: Учебник. 2-е изд., испр. – Спб.: Издательство «Лань», 2008. – 512 с.
  5. Металлорежущие станки/Н.С. Колев, Л.В.Красниченко, Н.С.Никулин и др. – М.: Машиностроение, 1980. – 500 с.

b)   дополнительная литература:

6. Павлюкова Н.Л. Программа учебной практики/ Методические указания для студентов 1 курса специальности 151001.65 «Технология машиностроения» электромеханического факультета; ГОУ ВПО «Иваовский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иванво, 2011. – 12 с.

c)   программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы:

Электронный каталог металлорежущего оборудования.

7. www.asw.ru.

8. www.stankomodern.ru.

9. www.izts.ru.

10. www.rosstan.ru.

11.  www.gig-ant.com.

12. www.e-consul.ru.

13. www.stankoagregat.ru.

14. www.материаловед.рф

  1. 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

При проведении экскурсий на машиностроительные предприятия студенты знакомятся с оборудованием этих предприятий. При проведении практики в лабораториях кафедры используются: токарный, сверлильный и фрезерный станки; токарные резцы, сверла, фрезы; штангенциркули, микрометры, калибры-скобы и калибры-пробки; патроны, тиски, элементы универсально-сборных приспособлений.

Приложение 1

к рабочей программе дисциплины

«Учебная практика»

Аннотация  рабочей  программы  ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

(Б 5)

Дисциплина «Учебная практика» является частью цикла «Практика» дисциплин обучения студентов по направлению подготовки 151900 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

Дисциплина реализуется на электромеханическом факультете кафедрой «Технология конструкционных материалов» и нацелена на формирование у выпускника

общекультурных компетенций:

  • способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, культурой мышления (ОК-1);
  • готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
  • способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

профессиональных компетенций:

  • способность выбирать материалы и оборудование и другие средства технологического оснащения и автоматизации для реализации производственных и технологических процессов (ПК-23);
  • способность разрабатывать (на основе действующих стандартов) техническую документацию (в электронном виде) для регламентного эксплуатационного обслуживания средств и систем машиностроительных производств (ПК-13);

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с пониманием структуры машиностроительного производства, знакомство с  оборудованием, инструментом, оснастки, написанием технологии.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: зачет.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единиц,108 часов. Программой дисциплины предусмотрены  лекции (2 часа) практические (106 часов) занятия, зачёт.

Приложение 2

к рабочей программе дисциплины

«Учебная практика»

ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя

1 Образовательные технологии

Следует учесть, что данная учебная дисциплина предусматривает только 2 часа лекций, а остальное —  практические занятия. Это предполагает необходимость визуальной демонстрации значительного числа станков, инструментов, их элементов, разъяснения особенностей их применения. Можно рекомендовать следующие технологии преподавания предмета.

Следует использовать практические занятия для знакомства студентов с конкретными станками, оснасткой, инструментами.

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

Информационные технологии: использование обычной учебной литературы, электронных образовательных ресурсов (Интернет) при подготовке к практическим занятиям. На практических занятиях широко используются реальные физические объекты.

Работа в команде:

совместная работа студентов в группе при выполнении практических работ.

Экскурсии: поездка на предприятие.

2 Виды и содержание учебных занятий

СЕМЕСТР 1

Раздел 1. Организационно-подготовительный

Лекции – 1 час

Лекция 1. Кафедральное организационное собрание по практике. Вводный инструктаж по технике безопасности (ТБ).

Порядок прохождения практике. Требования к отчету. Рекомендуемая литература.

Инструктаж по работе в ауд. А-112. Инструктаж по пожарной безопасности.

Инструктаж по работе на металлорежущих станках (токарном, сверлильном, фрезерном). Инструктаж по работе на ЭВМ.

Практические занятия – не предусмотрены

Раздел 2. Ознакомительный

Практические занятия — 18 часов.

Занятие 1. Экскурсия по подразделениям кафедры

Посещение кафедральных аудиторий А-112, А-146, А-305, А-304, В-021, В-023.

Занятие 2. Изучение организации библиотечного фонда ИГЭУ и кафедры. Работа в электронной библиотеке ИГЭУ

Работа с электронным каталогом библиотеки ИГЭУ, каталогом кафедры ТАМ. Поиск литературы по индивидуальному заданию. Конспектирование изучаемой литературы.

Занятие 3. Экскурсия на производственное или научно-исследовательское предприятие г. Иваново (Ивановской области)

Посещение машиностроительного предприятия г. Иваново или Ивановской обл. Знакомство со структурой предприятия, его цехами, продукцией, оборудованием, инструментами, технологиями.

Лекции – не предусмотрены

Лабораторные работы — не предусмотрены.

Управление самостоятельной работой студента – часы на СРС не выделяются.

Раздел 3. Учебно-практический

Практические занятия — 25 часа.

Занятие 4. Изучение основных методов механической обработки

Токарная обработка. Токарный станок, его основные части. Типовые детали, выполненные на токарном станке. Технологические операции. Режимы. Инструмент. Приспособления.

Сверление. Сверлильный станок, его основные части. Технологические операции. Режимы. Инструмент. Приспособления.

Фрезерная обработка. Фрезерный станок, его основные части. Технологические операции. Режимы. Инструмент. Приспособления.

Лекции – не предусмотрены

Лабораторные работы — не предусмотрены.

Управление самостоятельной работой студента – часы на СРС не выделяются.

Раздел 4. Подготовка отчета по практике

Практические занятия — 10 часа.

Занятие 5. Оформление отчета по практике за 1 семестр

Оформление отчета за 1 семестр. Защита отчета.

Лекции – не предусмотрены

Лабораторные работы — не предусмотрены.

Управление самостоятельной работой студента – часы на СРС не выделяются.

СЕМЕСТР 2

Раздел 5. Организационно-подготовительный

Лекции – 1 час

Лекция 2. Кафедральное организационное собрание по практике. Вводный инструктаж по технике безопасности (ТБ)

Порядок прохождения практике. Требования к отчету. Рекомендуемая литература.

Инструктаж по работе в ауд. А-112. Инструктаж по пожарной безопасности.

Инструктаж по работе на металлорежущих станках (токарном, сверлильном, фрезерном). Инструктаж по работе на ЭВМ.

Практические работы – не предусмотрены

Лабораторные работы — не предусмотрены.

Управление самостоятельной работой студента – часы на СРС не выделяются.

Раздел 6. Учебно-практический

Практические занятия — 43 час.

Занятие 6. Изучение токарного  станка с ЧПУ

Станок с ЧПУ. Основные элементы станка. Технологические операции. ЧПУ. Инструменты. Приспособления.

Занятие 7. Разработка маршрутно-операционных технологий изготовления простых деталей

Разработка маршрутно-операционных технологий изготовления простых деталей

Занятие 8. Выполнение индивидуального задания

Разработка маршрутно-операционных технологий изготовления простых деталей по индивидуальному заданию.

Лекции – не предусмотрены

Лабораторные работы — не предусмотрены.

Управление самостоятельной работой студента – часы на СРС не выделяются.

Раздел 7. Подготовка отчета  по практике

Практические занятия — 10 час.

Занятие 9. Оформление отчета по практике. Защита отчета.

Оформление отчета за 2 семестр. Защита отчета.

Лекции – не предусмотрены

Лабораторные работы — не предусмотрены.

Управление самостоятельной работой студента – часы на СРС не выделяются.

Приложение 3
к рабочей программе дисциплины
«Учебная практика»

ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Рекомендации по освоению дисциплины для студента

Трудоемкость освоения дисциплины составляет 108 часов, из них 2 часа лекций и 106 часов практических  занятий.

Рекомендации по распределению учебного времени по разделам дисциплины приведены в таблице.

Контроль освоения дисциплины осуществляется в соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ о системе РИТМ в ИГЭУ.

Самостоятельная работа студентов – не предусмотрена.

Вид работы Содержание (перечень вопросов) Трудоемкость, час. Рекомендации
Раздел 2 «Ознакомительный»
Экскурсия на предприятие Посещение предприятия г. Иваново или Ивановской обл. 18 Иметь при себе паспорт, блокнот для записи, ручку или карандаш
Итого по разделу 18
Раздел 3, 6 «Учебно-практический»
Изучение оборудования, инструментов, оснастки. Изучение оборудования, инструментов, оснастки. Занесение в отчет схем, технологических наладок. Написание маршрутно-операционных технологий изготовления простых деталей. 25+43 Иметь на занятиях:

МУ [6] «Программа учебной практики»;

бумагу для отчета формата А4; чертежные инструменты.
Итого по разделу 68
Раздел 4, 7. «Подготовка отчета по практике»
Оформление отчета Оформление отчета. 10+10 Требованиям к техническому отчёту ГОСТ 7.32-2991.
Итого по разделу 20
Итого по учебной дисциплине 106

Приложение 4
к рабочей программе дисциплины
«Учебная практика»

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Оценивание уровня результатов обучения студента осуществляется в соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ о системе РИТМ в ИГЭУ.

Фонды оценочных средств

Фонды оценочных средств, позволяющие оценить РО по данной дисциплине, включают в себя:

— «Программу учебной практики», которой должны соответствовать представленные отчеты.

Критерии оценивания

Входное тестирование – не предусмотрено.

Текущее тестирование – не предусмотрено.

Домашние задания – не предусмотрено.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Зачёт.

На зачет студент представляет отчет по практике, выполненный согласно методическим указаниям «Программа учебной практики».

Требования к отчётной документации.

Отчётная документация студента должна соответствовать требованиям к техническому отчёту ГОСТ 7.32-2991. Отчет должен выполняться на листах формата А4, иметь титульный лист, реферат содержание, введение, изложение основной части работы, разделённое при необходимости на разделы, подразделы и пункты, заключение с необходимыми выводами, список использованных источников, приложения, если они необходимы.