История машиностроения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ивановский государственный энергетический университет

имени В.И.Ленина

УТВЕРЖДАЮ

Декан ЭМФ

Егоров  В.Н.

“____“ _______________2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История машиностроения»

Направление подготовки 151900 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
(бакалавр, магистр)
Профиль подготовки Металлообрабатывающие станки и комплексы
Форма обучения очная
(очная, заочная и др.)
Выпускающая кафедра ТАМ
Кафедра-разработчик  РПД ТАМ
Семестр Трудоем-кость з.е./  час. Лек-ций,

час.
Практич. занятий,

час.
Лаборат. работ,

час.
Курсовое проектирование, час СРС,

час
Форма

промежуточного (рубежного)

контроля

(экзамен/зачет)
1 1 16 20 зачет
Итого 1 16 20 Всего 36

Иваново 2011


Рабочая программа дисциплины (РПД) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 151900 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

с учетом  рекомендаций ПрООП по профилю подготовки Металлообрабатывающие станки и комплексы

Программу составили:

Кафедра ТАМ

Павлюкова Н.Л., к.т.н., доцент

Рецензент(ы):

(для дисциплин общенаучного цикла – выпускающие кафедры, для дисциплин  профессионального цикла –  представители работодателей)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Программа одобрена на заседании кафедры (УМС):

ТАМ

__________________________________________________________________________

Наименование кафедры (УМС)

(протокол № от __________)

Председатель цикловой методической комиссии по направлению:

Морозов Н.А., доцент ___________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Цели освоения дисциплины.
  2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.
  3. Структура и содержание дисциплины.
  4. Формы контроля освоения дисциплины.
  5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
  6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Приложения

Приложение 1. Аннотация рабочей программы.

Приложение 2. Технологии и формы преподавания.

Приложение 3. Технологии и формы обучения.

Приложение 4. Оценочные средства и методики их применения.

  1. 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов обучения (РО):

Знания на уровне представлений:

о роли и месте знаний по дисциплине «История машиностроения» при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности и в сфере профессиональной деятельности; об истории ИГЭУ, истории кафедры ТАМ;

на уровне воспроизведения:

основные этапы развития машиностроения в России; знания о деятельности великих русских ученых в области машиностроения;

на уровне понимания:

знания о современном состоянии машиностроения и перспектив его развития.

Умения теоретические:

уметь воспроизвести теоретический материал, ответить на вопросы;

практические:

уметь оформлять реферат.

Навыки: самостоятельно вести поиск информации в различных источниках.

Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций: (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (ООП))

Общекультурных:

способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, культурой мышления (ОК-1);

способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).

Профессиональных:

способностью к пополнению знаний за счет научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по направлению исследования в области разработки, эксплуатации, реорганизации машиностроительных производств (ПК-45).

  1. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «История машиностроения» циклу  дисциплин по выбору студентов.

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание математики, геометрии основ технического черчения, умения формулировать свои мысли устно и письменно.

В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:

№ п/п Наименование компетенции Предшествующие дисциплины Последующие дисциплины (группы дисциплин)
Общекультурные компетенции
1 способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, культурой мышления (ОК-1) Алгебра, геометрия, русский язык Цикл профессиональных дисциплин
2 способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7) Курсовое проектирование
3 способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8) Цикл профессиональных дисциплин
Профессиональные компетенции
1 способностью к пополнению знаний за счет научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по направлению исследования в области разработки, эксплуатации, реорганизации машиностроительных производств (ПК-45) Иностранный язык Цикл профессиональных дисциплин

  1. 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.

№ модуля образовательной программы № раздела Наименование

раздела дисциплины
Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы
Лекции Практические занятия Лабораторные
работы
Курсовое проектирование СРС Всего часов
1 1. История становления и современное состояние ИГЭУ 6 2 8
2. История развития машиностроения 8 2 10
3. Современное состояние машиностроения в России. Перспективы развития машиностроения 2 16 18
ИТОГО: 16 20 36

3.1. Лекции

№ п/п Номер раздела дисциплины Объем, часов Тема лекции
1 1 2 История становления ИГЭУ. Современное состояние ИГЭУ
2 1 2 История создания и становления кафедры ТАМ
3 1 2 Машиностроение как отрасль экономики. Отрасли машиностроения. Крупнейшие представители отрасли (мировые и российские компании)
4 2 2 История развития механизмов и машин. Промышленная революция
5 2 2 История развития металлообрабатывающей промышленности в России в XIIXв.
6 2 2 Становление российского машиностроения в XIX-н.XXв.в.
7 2 2 Советское машиностроение
8 3 2 Современное состояние машиностроения в России. Перспективы развития машиностроения.
Итого: 16

3.2. Практические занятия (семинары) — не предусмотрены

3.3. Лабораторные работы — не предусмотрены

3.4. Самостоятельная работа студента

Раздел дисциплины № п/п Вид СРС Трудоемкость, часов
1,2,3 1 Написание реферата 10
1,2,3 4 Подготовка к зачету 10
Итого: 20

3.5. Домашние задания, типовые расчеты и т.п. — не предусмотрены

3.6. Рефераты

Примерный перечень тем рефератов:

  1. Машиностроение России.
  2. Сырьевые ресурсы машиностроения.
  3. Машиностроение Ивановской области.
  4. Развитие техники обработки давлением.
  5. История возникновения и усовершенствования токарного станка.
  6. Деятельность изобретателя Нартова А.К.
  7. Деятельность изобретателя Кулибина И.П.
  8. Деятельность изобретателя Ползунова И.И.
  9. История развития кузнечного производства.
  10. Исследование Тиме И.А. в области машиностроения.
  11. Новые технологии в машиностроении
  12. Инновации в машиностроении.

15.1. Курсовые проекты (работы) по дисциплине — не предусмотрены

  1. 4. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Текущий и промежуточный контроль не предусмотрены.

Итоговым (заключительным) контролем по дисциплине является зачет. Он проводится в виде собеседования по теоретическому материалу. Итоговая оценка (зачет) по дисциплине выставляется с учетом оценки за реферат.


  1. 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а)   основная литература:

  1. 1. Ковалев, Владимир Иванович. История техники: [учебное пособие для вузов] / В. И. Ковалев, А. Г. Схиртладзе, В. П. Борискин.—Старый Оскол: ТНТ, 2006.—360 с.

b)   дополнительная литература:

  1. 1. Данилевский, В. В. Русская техника / В. В. Данилевский ; Академия наук СССР, Комиссия по историии техники.—Изд. 2-е, испр. и доп.—[Л.]: Лениздат, 1948.—547 с: ил.
  2. 2. Данилевский, В. В. Русская техническая литература первой четверти XVIII века / В. В. Данилевский ; Академия наук СССР, Библиотека ; [отв. ред. Г. А. Чеботарев].—М.; Л.: Издательство академии наук СССР, 1954.—358 с: ил.

c)   программное обеспечение, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы:

1. www.ispu.ru

2. www.материаловед.рф

  1. 6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Лекции:

a)      комплект электронных презентаций/слайдов (используется при необходимости),

b)      аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук) (используется при необходимости).

Приложение 1

к рабочей программе дисциплины

«История машиностроения»

Аннотация  рабочей  программы  ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

(Б 2.3.3)

Дисциплина «История машиностроения» относится к циклу дисциплин по выбору студентов по направлению подготовки 151900 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств.

Дисциплина реализуется на электромеханическом факультете кафедрой «Технология автоматизированного машиностроения» и нацелена на формирование у выпускника

Общекультурных:

способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, культурой мышления (ОК-1);

способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).

Профессиональных:

способность использовать основные закономерности, действующие в процессе изготовления машиностроительной продукции для производства изделий требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда (ПК-1);

способность собирать и анализировать исходные информационные данные для проектирования технологических процессов изготовления машиностроительной продукции, средств технологического оснащения, автоматизации и управления (ПК-5);

способностью к пополнению знаний за счет научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по направлению исследования в области разработки, эксплуатации, реорганизации машиностроительных производств (ПК-45).

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с пониманием истории и структуры ИГЭУ, системы РИТМ, истории развития машиностроения, его состояние и место в экономики; структура и состояние машиностроения в Ивановской области; структура машиностроительного производства; дается понятие о производственном и технологическом процессе; структура и оборудования машиностроительного производства; основные понятия производственного и технологического процессов; пути повышения эффективности машиностроительного производства

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, написание реферата, самостоятельная работа студента, консультации.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: зачет, он проводится в виде собеседования по теоретическому материалу.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 1 зачетных единиц,36 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (16 часов), самостоятельная работа студента (20 часа), зачёт.

Приложение 2

к рабочей программе дисциплины

«История машиностроения»

ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя

1 Образовательные технологии

Следует учесть, что данная учебная дисциплина предусматривает только формат организации учебного процесса – лекции, самостоятельную работу и отсутствуют практические занятия. Можно рекомендовать следующие технологии преподавания предмета.

Лекция, открывающая конкретный раздел, должна включать в себя обзорную часть по теме, а далее продолжаться как проблемная лекция с постановкой основных изучаемых вопросов и путей их решения.

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

Информационные технологии: использование обычной учебной литературы, электронных образовательных ресурсов (Интернет) при подготовке к лекциям.

Самостоятельная работа:

написание реферата по теме предложенной преподавателем или студентом по согласованию с преподавателем.

2 Виды и содержание учебных занятий

Раздел 1. История становления и современное состояние ИГЭУ

Теоретические занятия (лекции) — 4 часа.

Лекция 1. История становления ИГЭУ. Современное состояние ИГЭУ.

Посещение музея ИГЭУ.

Лекция 2. История создания и становления кафедры ТАМ.

Содержание: Историческая справка о кафедре ТАМ. Основные направления научной работы кафедры ТАМ. Лаборатории кафедры ТАМ. Область профессиональной деятельности выпускников направления 151900 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

Раздел 2. Машиностроительное производство

Теоретические занятия (лекции) — 10 часа.

Лекция 3. Машиностроение как отрасль экономики. Отрасли машиностроения. Крупнейшие представители отрасли (мировые и российские компании).

Содержание: Понятие машиностроения. Значение машиностроения в экономике. Основные отрасли машиностроения. Мировые и российские машиностроительные компании. Машиностроение в г. Иваново.

Лекция 4. История развития механизмов и машин. Промышленная революция.

Содержание: Понятие машина и механизм. Первые машины и механизмы. История промышленной революции.

Лекция 5. История развития металлообрабатывающей промышленности в России до XIXв.

Содержание: Основные этапы развития металлообрабатывающей промышленности в России до XIXв. Русские ученые и их достижения.

Лекция 6. Становление российского машиностроения в XIX-н.XXвв.

Содержание: Основные этапы развития металлообрабатывающей промышленности в России в XIX-н.XXвв. Русские ученые и их достижения.

Лекция 7. Советское машиностроение.

Содержание: Достижения советского машиностроения.

Раздел 3. Пути повышения эффективности машиностроительного производства

Теоретические занятия (лекции) — 2 часа.

Лекция 8. Современное состояние машиностроения в России. Перспективы развития машиностроения.

Содержание: Современное состояние машиностроения. Пути развития техники и технологии машиностроения.

Практические занятия – не предусмотрены.

Лабораторные работы — не предусмотрены.

Управление самостоятельной работой студента 10 + 10 часов.

Выдача тем для написания рефератов, требований к написанию и оформлению реферата. Написание и оформление реферата (всего 10 часов) Подготовка к зачету (10 часов).

Приложение 3
к рабочей программе дисциплины
«История машиностроения»

ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Рекомендации по освоению дисциплины для студента

Трудоемкость освоения дисциплины составляет 36 часа, из них 16 часов аудиторных занятий и 20 часов, отведенных на самостоятельную работу студента.

Рекомендации по распределению учебного времени по видам самостоятельной работы и разделам дисциплины приведены в таблице.

Контроль освоения дисциплины осуществляется в соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ о системе РИТМ в ИГЭУ.

Вид работы Содержание (перечень вопросов) Трудоемкость, час. Рекомендации
Раздел 1. История становления и современное состояние ИГЭУ
Выдача задания для реферата Получение задания для выполнения реферата. Ознакомление с требованиями к оформлению реферата 1 П. 3.6 рабочей программы: список примерных тем;

требования к оформлению ГОСТ 7.32-2001.
Написание реферата Подбор литературы для написания реферата 4 Литература по темам  в библиотеке ИГЭУ и научной библиотеке г.Иваново
Итого по разделу 5
Раздел 2. Машиностроительное производство
Написание реферата Написание основной части реферата 4 Литература по темам  в библиотеке ИГЭУ и научной библиотеке г.Иваново
Оформление реферата Оформление реферата 1 Требования к оформлению ГОСТ 7.32-2001
Итого по разделу 5
Раздел 3. Пути повышения эффективности машиностроительного производства
Подготовка к зачету Повторение материала лекций 10 Лекции по дисциплине «История машиностроения», п. 5 рабочей программы «Учебно-методическое обеспечение дисциплины»
Итого по разделу 10
Итого по учебной дисциплине 20

Приложение 4
к рабочей программе дисциплины
«История машиностроения»

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Оценивание уровня результатов обучения студента осуществляется в виде зачета в соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ о системе РИТМ в ИГЭУ.

Фонды оценочных средств

Фонды оценочных средств, позволяющие оценить РО по данной дисциплине, включают в себя:

— комплект вопросов для зачета.

Критерии оценивания

Входное тестирование.

Не предусмотрены.

Текущее тестирование

Не предусмотрены.

Домашние задания

Не предусмотрены.

Лабораторные работы

Не предусмотрены.

Подготовка и защита реферата.

Подготовка реферата в данном учебном курсе может быть предложена студенту только в случае невозможности выполнения им по уважительной причине какой либо работы в рамках изучения курса и не может служить заменой выполнения лабораторных работ или курсового проекта. Требования к реферату и порядку защиты определяются преподавателем, требования к оформлению ГОСТ 7.32-2001. Реферат выполняется на листах формата А4 и включают в себя титульный лист, библиографический реферат, содержание, введение, изложение основной части работы, разделённое при необходимости на разделы, подразделы и пункты, заключение с необходимыми выводами, список использованных источников, приложения, если они необходимы.

Зачёт.

Предусмотренный по данной дисциплине зачет может проводиться в устной или письменной форме. При выставлении оценки учитывается оценка за реферат. Оценка знаний соответствует требованиям системы «РИТМ».